Российский экологический оператор (РЭО) начал работу над программой «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022–2030 годы», согласно которой к 2030 году строительные и другие отходы на 40% будут использоваться при строительстве дорог. Эту новость опубликовали «Известия», ссылаясь на главу РЭО Дениса Буцаева.

«В дорожном строительстве потребляется колоссальное количество природных ресурсов. Чтобы снизить это потребление, необходимо заменить часть природных ресурсов и новых материалов сырьем, полученным из вторичных ресурсов, — отходов, без ухудшения эксплуатационных и экологических характеристик дорог», — рассказал эксперт.

РЭО учитывает опыт зарубежных стран, которые показали, что использование от 80% до 90% вторичных ресурсов вполне возможно. Удачный пример использования вторсырья, в частности пластика, при строительстве дорог демонстрирует Индия, где при помощи утилизированных пластиковых отходов проложили свыше 30 тыс. км дорог.

Буцаев уверен, что подобное массовое производство простимулирует создание новых производств и дополнительных рабочих мест. Одним из основных ресурсов является вторичный щебень, который используют для отсыпки дорог временных или с невысокой нагрузкой. Вторичный щебень можно получить из бывшего в употреблении красного кирпича, из цементобетона и даже из стеклобоя. Также используются переработанные автопокрышки.

«Продукцию, полученную в результате переработки шин, можно использовать в качестве модификатора асфальтобетона на основе резиновой крошки. В России за последние пять лет с применением такого модификатора было уложено порядка 15 млн кв. м дорог. Причем это трассы и федерального, и регионального назначения. Как пример — дороги, находящиеся в ведомстве ГК «Автодор». Это Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), М11, М4», — добавил Денис Буцаев.

Уточним, у Пермского регионального оператора ТКО (АО «ПРО ТКО») заключены соглашения с тремя специализированными компаниями, которые бесплатно принимают у населения автомобильные покрышки. Это ООО «Экохимпром», ООО «Экойлсевен» и ООО «Буматика». В рамках этих соглашений за два года в Прикамье утилизировано более 2,1 тыс. тонн старых автомобильных покрышек. То есть старые покрышки от почти 65 тыс. автомобилей регоператор отправил на переработку, чтобы в дальнейшем получить из сырья новую полезную продукцию. На производстве резину подвергают дроблению. Полученную крошку используют для изготовления покрытий для спортивных и детских площадок, кровельных материалов, модификаторов для асфальтобитумной смеси.

Продуктом переработки изношенных шин является и пиролизное топливо для печей и котлов.

Также в Пермском районе действуют площадки по приему строительного мусора от населения (на Бродовском тракте (координаты 57.943993 56.403344) и в Краснокамске на ул. Шоссейной, 29). Все отходы, которые привезут жители на площадки, будут использованы вторично – такое сырье активно используется как дорожная подсыпка, дренажный материал, а также при ремонтных и строительных работах.

Прием и переработка материалов осуществляется бесплатно.

Напомним, внедрение раздельного сбора стало одной из главных задач нацпроекта «Экология». В Пермском крае данный вопрос находится на особом контроле губернатора Дмитрия Махонина. Основная цель нацпроекта – значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов за счет внедрения раздельного сбора мусора, извлечения из отходов полезных фракций и возвращения их в промышленный оборот для изготовления новой продукции.
К 2030 году в Прикамье планируют достигнуть сортировки 100% отходов и не менее 30% из них направлять на переработку.