Утилизация автомобильных шин требует высоких затрат электроэнергии. Экологи Пермского Политеха предложили технологию переработки резины, которая не требует дополнительного расхода энергии и предварительной подготовки шин. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.

«Сегодня одной из актуальных экологических проблем становится утилизация старых автомобильных покрышек. Например, в нашей стране каждый год появляется свыше 850 тыс. тонн таких отходов, а из общего объема шин по всему миру пока перерабатывают только треть. Наша технология направлена не только на переработку сырья, но и на экономию электрической и тепловой энергии», — рассказывает один из разработчиков, магистрант кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского Политеха Олег Грубер.

Метод пермских разработчиков позволяет получать ценные ресурсы — пиролизный газ, жидкое топливо и углеродный материал, которые можно использовать для получения тепловой и электрической энергии. В среднем метод позволит получить 2,5 куб. м газа из 1 кг сырья.

«Негорючие компоненты и углекислый газ, которые образуются в результате процесса, мы «нейтрализовали» на специальной установке. В нее входят сорбционные фильтры, заполненные синтетическим цеолитом и модифицированным природным морденитом, которые выполняют роль молекулярного «сита». Они эффективно поглощают вредные вещества, и в окружающую среду поступает только безопасный газ», — поясняет научный руководитель разработчика, профессор кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского Политеха, доктор технических наук Ирина Глушанкова.

При переработке газ проходит через компрессорный узел, конденсаторы и сепараторы, что позволяет нейтрализовать часть вредных компонентов. Затем его очищают от сернистых соединений и осушают, на этой стадии применяют цеолит и модифицированный природный морденит. Эти вещества помогают быстро и эффективно очистить газы. Ученые Пермского Политеха также модернизировали промышленную установку для переработки шин, что позволило сократить энергетические и экономические затраты.

Ученые отмечают, что электрическую и тепловую энергию можно получать с помощью установок, тип которых выбирают исходя из нужд предприятий. Например, для небольшого производства или жилых домов эффективно будет применять микротурбинные установки, а на более масштабных предприятиях – газотурбинные мини-ТЭЦ, считают исследователи.

Технология позволит не только снизить расходы на электроэнергию, но, что особенно важно, сократить загрязнение окружающей среды.

В «Теплоэнерго» подчеркнули, что переработка и использование шин в новом качестве – единственная возможность избавить природу от одного из опаснейших видов отходов.

«Старые автомобильные покрышки не являются твердыми коммунальными отходами, и складировать их на контейнерных площадках запрещено. Резиновая смесь, из которой производят шины, насчитывает не менее двух десятков химических соединений и элементов: каучук, сажа, кремниевая кислота, сера, масла и смолы. Такая сложная рецептура нужна для обеспечения главных качеств покрышек: прочности, надежности, износостойкости. Эти свойства после окончания срока эксплуатации превращают автомобильную резину в один из опаснейших видов производственных отходов», – уточнила главный эколог «Теплоэнерго» Юлия Скопец.

Напомним,, в рамках задач нацпроекта «Экология», к 2030 году в Прикамье планируют достигнуть сортировки 100% отходов и не менее 30% из них направлять на переработку. Для этого необходимо вводить в эксплуатацию новые мощности по сортировке и переработке ТКО: открывать мусоросортировочные линии и привлекать инвестиции в развитие предприятий по переработке вторсырья.